Светлана Вронская, эксперт департамента аналитических решений «КОРУС Консалтинг» и ведущая подкастов «Эра искусственного интеллекта» портала TAdviser, о том, куда пойдет искусственный интеллект в наступившем году.
Сегодня у меня приятная роль футуролога, поэтому давайте порассуждаем о том, куда пойдет искусственный интеллект в наступившем году.
Одними из первых с предсказаниями путей развития AI в 2021 году выступили консультанты McKinsey. В ноябре они выпустили результаты опроса более тысячи директоров крупных предприятий, в котором лаконично сказали: главное, соединить вместе три А: AI, аналитику и автоматизацию. При этом, согласно опросу, половина респондентов уже использует искусственный интеллект как минимум в одной из функций, спрос на такие решения вырос за последний год на 18%, а больше половины ответивших планируют наверстать развитие AI в самое ближайшее время.
Для чего же послужит искусственный интеллект в текущем году по версии экспертов McKinsey? Прежде всего для управления рисками, предотвращения злоупотреблений и киберпреступлений. Затем – для совершенствования этики в области ИИ, выявления предвзятости. Важными областями применения AI директора компаний назвали помощь сотрудникам в принятии правильных решений, анализе и моделировании сценариев и автоматизации рутинных задач.
Но это то, что увиделось MсKinsey. Неудивительно, что другие эксперты рынка говорят примерно то же самое, но чуть с другим акцентом. Чтобы вас не томить, сформулирую кратко, что мне видится, будет происходить на рынке решений на базе искусственного интеллекта в этом году: гиперавтоматизация, ИИ на рабочем месте, ИИ в информационной безопасности и этические принципы ИИ.
Разберемся с каждым по отдельности. Гиперавтоматизация – понятие, которые означает слияние искусственного интеллекта и роботизации (RPA). Последний год очевидно, что чистый ИИ уже мало кому интересен как отдельное решение. Он встраивается и сливается со всем: c системами бизнес-аналитики, с системами Интернет вещей, c системами роботизации. Поэтому умная автоматизация будет менять те дорожные карты привычных процессов автоматизации, которые сверстаны в крупных компаниях. Пандемия в этом отношении сыграла на руку многим организациям, так как указала, что есть совершенно новые возможности для работы сотрудников – в удаленном режиме и/или с урезанным штатом, когда часть задач на себя могут взять цифровые помощники.
Такая полезная вещь как AIoT (искусственный интеллект вещей) позволит устройствам, подключенным к сети, учится на основе поступающих данных. Например, для распознавания речи без необходимости посылать ее для обработки в дата-центр, распознавать, кто из сотрудников и в каком количестве находится в офисе и на основании этого понимания точечно включать отопление и освещение. И естественно, использование гиперавтоматизации прямо у нас дома будет шириться за счет все большего распространения сенсорных устройств от Amazon, Google и, у нас, Яндекса.
Пункт два - информационная безопасность. Возросшее количество нарушений информационной безопасности и вообще хакерских атак с момента начала пандемии 2020 года, приводит к тому, что многие компании со специализацией в ИИ, разрабатывают новые решения для предотвращения таких ситуаций. Причем особую роль при этой разработке в 2021 году будет играть AIOps. Причем крупные вендоры, которые уже работают в этой сфере, уже активно разрабатывают такие системы. Среди них HP, которые еще в октябре подтвердили, что совершенствуют AIOps-платформу InfoSight, которая уже может предсказать и предотвратить 86% нарушений безопасности. IBM прямо сейчас покупает американскую компанию Instana, которая позволяет управлять производительностью информационных систем, а совсем недавно Голубой гигант заключил стратегичеcкое партнерство с ServiceNow для усиления AIOPs в своем знаменитом Whatson. Cреди других примеров технологических компаний, которые на базе AI решают вопросы информационной безопасности – Splunk и Security Ops.
Едем дальше – искусственный интеллект на рабочем месте (workplace AI). Аналитики Forrester прогнозируют, что в 2021 году более трети компаний будут использовать искусственный интеллект для того, чтобы по-новому организовать рабочее пространство как для тех, кто физически посещает место работы, так и для тех, кто работает из дома. Что это означает на деле? Решения на базе искусственного интеллекта для получения и обмена документами, расширение использования голосовых помощников и чатботов, контроль за соблюдением санитарных мер на рабочем месте.
И последний прогноз – то, о чем говорили весь год и будут, надеюсь, говорить дальше: этические нормы в использовании AI. Искусственный интеллект немыслим без данных. Но то, как он использует эти данные, зависит от человека и вот тут как раз огромное поле для совершенствования нас самих. Это вопросы, связанные с предвзятым отношением к людям, с легальным или нелегальным созданием и распространением дипфейков, возможности использования данных детей, просто банальной защиты данных.
Напоследок я хотела собрать три-пять самых ярких кейсов в 2020 году, проекты, где использовался искусственный интеллект. Но потом подумала и поняла, что самое главное использование AI в прошедшем году – это помощь в распознавании коронавируса. И пусть мы, по прежнему, не победили COVID-19, я уверена, что наука и технология уже на верном пути к Реконкисте.
А на рынке на самом деле не происходит ничего нового. Почти год назад я говорила в подкасте о том, что искусственный интеллект стал коммодити. И 2020 год за счет пандемии, которая подстегнула стремительный рост всех технологических решений, выдвинула AI в темы всех ключевых статей – от «Известий» до «Московского комсомольца». А это означает, что нужно искать новую точку силы, которая поменяет техландшафт земли.
Источник: Tadviser