Если вы хотите влиять на покупателя при помощи рекомендаций, еще до начала проекта по внедрению рекомендательной модели необходимо предпринять несколько шагов, которые обеспечат его успех.
Рекомендации, которые предложит модель, всегда будут зависеть от точки, в которой находятся потребитель и сам продавец. Наглядно это видно из квадранта, в котором представлены, с одной стороны, степень осознания человеком своих потребностей, а с другой – возможности ритейлера предоставить нужный товар или услугу. Шкалы квадранта позволяют оценить, насколько:
Рис.1. Рекомендательная модель: цели
Существует пять этапов классической эволюции клиентской аналитики, и от того, на каком из них находится ритейлер, будет зависеть выбор подхода к внедрению рекомендательной модели (рис. 2).
Рис. 2. Этапы персонализации взаимодействия с клиентом
Подходы к построению рекомендательной модели прежде всего отличаются глубиной анализа поведения сегмента/микросегмента, к которому относится потребитель.
Сегодня большинство сетей – лидеров розничной торговли в России находится на четвертом этапе эволюции клиентских данных, когда рекомендательная модель строится по принципу «1 клиент = 1 сегмент». На этом же этапе рано или поздно окажется любая «зрелая» с точки зрения наличия клиентских данных компания. Более того, если в компании накоплено достаточно данных о клиенте, возможен быстрый и безболезненный переход к построению рекомендаций с первого этапа сразу на четвертый.
Поэтому в этой статье мы будем рассматривать подход к внедрению рекомендательной модели именно на четвертом этапе.
Наличие и объем данных – одна из самых важных составляющих успеха любой рекомендательной модели. Важно на этапе старта внедрения модели правильно определить критерии оценки необходимого минимума объема данных и, соответственно, подход к обогащению данных в случае их дефицита. Оценка объема данных будет зависеть от двух составляющих:
<
Рис. 3. Зрелость клиентских данных
По этим критериям мы, в частности, оценили зрелость товарных категорий в российском розничном секторе. Оценка зрелости была проведена на основании перечисленных выше параметров на каждые топ-5 игроков рынка в каждой товарной категории. Использовались данные из открытых источников относительно возраста программы лояльности и показатели покупательского поведения (частота покупки, длина чека и т. д) (рис. 4).
Рис. 4. Зрелость категорий
Согласно этой оценке, пока не все категории готовы к персонализированному внедрению рекомендательной модели в разрезе «1 клиент = 1 сегмент». Наиболее продвинутые в этом вопросе – «активные» категории: продукты питания, бытовая химия, коcметика, средства по уходу за телом (категории Drogerie, Beauty), в меньшей степени – категории DIY и детские товары. Наиболее уязвимые с точки зрения объема данных – мебель и household-сектор. Особняком стоит категория бытовой техники – в ней мы видим ту ситуацию, когда накоплена длительная транзакционная история с каждым клиентом, но нерегулярное потребление товаров в значительной мере затрудняет построение любой рекомендации.
Что делать, если данных не хватает, а хочется персонализированного взаимодействия с потребителями? Быстрый и качественный переход из этапов «Ковровая бомбардировка», «Сегментация» или «Микросегментация» на этап «Персональный подход» возможен при комплексном обогащении данных из внешних источников. Мы в своей методологии предлагаем несколько типовых вариантов обогащения. Выбор зависит от специфики товарной категории и инвестиций с учетом планируемого ROI после внедрения рекомендательной модели.
Способы обогащения данных:
Необходимо заранее определить способ использования данных: Implicit (без обогащения внешними данными) или Explicit (обогащение внешними данными). Это позволит правильно оценить инвестиции в проект.
Мы определяем методы анализа данных на основании построения стандартных моделей на Open Source платформе. Какие могут использоваться методы?
Например, если атрибут набора товаров – цвет, значение атрибута – красный, то модель будет рекомендовать красные товары при покупке или просмотре любого «красного товара» независимо от того, присутствовали ли эти связи в истории продажи или нет.
Метод может быть использован при дефиците транзакционных данных (например, «короткий чек»), основан в большей степени на экспертной расстановке приоритетов в атрибутах товаров/клиентов.
Другими словами, если по-прежнему атрибут набора товаров – цвет, значение атрибута – красный, то модель будет рекомендовать красные товары при покупке или просмотре любого «красного товара» только при условии связи в рамках одной транзакции.
Метод может быть применен при условии значимых транзакционных связей (корреляции) между атрибутами товаров или клиентов.
При использовании ML-методологии внедрения рекомендательной модели используются различные подходы, приведу в качестве примера три наиболее распространенных подхода:
Collaborating Filtering User-based – предложить товары, приобретаемые «похожими» клиентами, где:
Такой «неоднородностью» потребления обладают клиенты, например, категорий beauty, household.
Рис. 5. Зрелость категорий vs. ML-методология
Collaborating Item-based – предложить товары, похожие на уже приобретенные конкретным клиентом, где, в отличие от Userbased подхода:
Метод ассоциативных правил – интерактивно вычислить наборы товаров, которые продаются совместно. Алгоритм делит наборы на «характерную» (предпосылка) и «менее характерную» (цель) части набора и ищет закономерности между этими частями на основе расчета показателей:
Другими словами, на этом этапе бизнесу важно определить интервалы показателей support, confidence и lift на уровне товарной иерархии и клиента. Данный метод хорошо зарекомендовал себя при подтверждении интуитивно понятных правил, а также создает связи, сложно подтверждаемые экспертным мнением (например, «помидоры – пиво»). Однако, несмотря на то что этот метод поиска корреляций сегодня наиболее распространен, необходимо учитывать, что у алгоритма невысокое покрытие, устойчивые правила существуют только для небольшого набора товаров.
Рис. 6. Эффективность работы с данными
Основная бизнес-цель любой рекомендательной модели – это максимизация показателя LTV (Lifetime Value, прибыли, которую получает компания от клиента за период сотрудничества с ним). Все остальные цели будут производными от нее.
Поэтому и основной метрикой для оценки результатов внедрения персонализированного подхода будет являться достижение бизнес-цели: получение дополнительной (инкрементальной) маржи с учетом затрат, в т. ч. всех скидок, предоставленных в рамках рекомендаций.
Мы предлагаем три основные метрики оценки эффективности:
Данные показатели можно отслеживать в разрезе:
Если вы верно оцениваете степень зрелости своей компании в части работы с данными и хорошо понимаете потребности своих клиентов, вы сможете достаточно эффективно выстроить рекомендательную модель и достичь бизнес-цели – повысить прибыль от каждого клиента. Однако на этом пути важно не пропустить ни один из вышеперечисленных шагов.
Источник: Retail & Loyalty