Уже несколько лет наш департамент проводит регулярные стажерские программы для начинающих специалистов. В процессе стажировки они знакомятся с требованиями бизнеса и получают представление о необходимых навыках. Стажировка длится 5-6 недель, каждую неделю стажеры получают задания, требующие совместной работы для подготовки демонстрации своих решений внутреннему заказчику. К каждому стажеру прикрепляется наставник, который помогает и дает обратную связь. Также мы проводим вебинары по актуальным технологиям и инструментам.
Нам казалось, что стажировка – это отличный дополнительный входной поток кандидатов, однако этот процесс гораздо сложнее. Ведь стажировка не заканчивается только стажировкой, невозможно обучить начинающего специалиста всему необходимому для работы в компании за такой короткий период.
С какими проблемами мы столкнулись:
Чтобы решить эти задачи, мы составили программу обучения конкретно для нашей целевой аудитории – junior-специалистов после стажировки и младших аналитиков. В процессе оказалось, что программа может быть актуальна и для более опытных сотрудников уровня middle с пробелами по отдельным темам.
Плюсы такого подхода:
Цель программы – дать теорию для junior и отработать практику до middle. Поэтому мы разбили работу на несколько важных блоков.
Во-первых, собрали список компетенций, которыми должен обладать системный/бизнес аналитик. Например, «проектирование модели данных», «тестирование».
Далее мы посчитали, какой уровень владения компетенцией нас удовлетворит для уровня junior и middle, иными словами, что должен знать и уметь аналитик на определенном уровне. Например, на уровне junior аналитик должен знать о существовании нотаций описания бизнес-процессов и в чем их существенная разница, а middle уже должен уметь отрисовывать простой бизнес-процесс в самой распространенной нотации (для нас это BPMN). Конечно, все сформулировано близко к SMART и «простой бизнес-процесс» означает конкретное количество участников и ветвлений, не более чем N шт.
После разработки матрицы компетенций мы перешли к задаче выбора инструментов обучения. Так как все воспринимают информацию через разные каналы, мы подобрали несколько видов активностей – чтение книг и статей, просмотр видео, практические задания, работа в группе, вебинары и ответы на вопросы, разбор заданий.
Изначально срок программы был полгода, при этом сотрудники могли уделять четыре часа рабочего времени в неделю на обучение. Но в процессе выяснилось, что джунам нужно больше времени на усвоение материалов, поэтому им пришлось заниматься и в личное время.
Мы брали тему-компетенцию и искали максимально емкие источники в нашей базе знаний или в интернете, делая упор на обучающие видео, далее шли статьи. К каждой теме придумывали практическое задание. Сначала ребята обсуждали его в группе, а затем разбирали на еженедельной встрече с наставниками, которыми выступала я и мои коллеги.
Например, по теме «Техническая документация» было задание сделать презентацию о документации, которая используется на основном проекте сотрудника. В рамках этого задания нужно было походить по коллегам, поспрашивать, вникнуть в суть, какой документ для чего нужен, а затем поделиться с группой и узнать, что на разных проектах свой набор документов, получить комментарий от наставника «а как бывает еще».
Также мы договаривались с коллегами из других отделов о проведении вебинаров по теме их специализации. Например, про интеграции нам рассказывал руководитель центра компетенций Data Platform (разработка и архитектура). Мы согласовывали тему и наполнение вебинара с учетом уровня слушателей.
Кстати, одной из особенностей программы было то, что на каждую неделю/тему мы выбирали «тим лида» группы из числа обучающихся, который организовывал совместные обсуждения и брал другие руководящие задачи, что позволяло сотрудникам попробовать себя и в этой роли.
Самое важное – оценить эффект. В качестве выпускной работы был предложен кейс (смоделированный упрощенный вариант одного из моих прошлых проектов). Чтобы его решить нужно было пройти по всем этапам проекта и самостоятельно выступить в роли бизнес- и системного аналитика. А именно:
И другие задачи, с которыми мы постоянно сталкиваемся на проектах. Все это мы проходили и обсуждали в процессе программы обучения.
Сразу признаюсь, что неожиданно для нас провалилась идея давать стажерам читать книги по главам. Если за один раз нужно было прочитать больше одной главы, ни у кого не находилось на это времени.
Но, конечно, многое прошло успешно. Например:
В будущем мы решили разделить список заданий на обязательный «базовый» набор и факультатив (если обучающиеся готовы тратить личное время). Книги решили выделить в факультативный раздел к каждой теме.
Так как департамент активно растет, и нас скоро станет 400 человек, мы планируем создать структурированную базу знаний аналитика департамента: расширять программу, добавлять учебные материалы, все более углубляясь в детали. Не просто «Интеграции», а дополнительно «Как написать ТЗ на интеграцию с нуля с примерами». Тогда программой сможет пользоваться сотрудник любого уровня, когда у него возникнет необходимость прокачать конкретную тему.
"Материалы, которые мы проходим на обучении, однозначно полезны на проектах. Даже если кажется, что здесь и сейчас тема лично тебе неактуальна, спустя пару месяцев может выскочить вопрос в работе, а ты уже на подкорке мозга вспоминаешь пройденный материал и легче справляешься с задачей. Практические знания начали давать свои плоды только на третий или даже четвертый месяц работы. Рассказываю часто коллегам про обучение, нам все завидуют! Даже опытные коллеги говорят, что хотели бы тоже участвовать в таких программах и восполнять / повторять свои знания, делиться опытом. Периодически пользуюсь материалами из обучения и делаю рабочие задачи лучше, чем могла бы. Самый простой пример: Марина рассказывала про источники ручного ввода на встрече и нюансы работы с ними. Буквально через пару недель именно это обсуждение помогло мне найти подводные камни в задаче и предвосхитить возникшие вопросы от проектного аналитика.
Источник: career.korusconsulting.ru