Сегодня петербургская IT-отрасль живет в идентичной парадигме вызовов с общероссийским рынком информационных технологий. Одной из главных тенденций по-прежнему остается курс на импортозамещение, при этом рост локального рынка в прошлом году заметно замедлился.
Эксперты обращают внимание, что два последних года заметно трансформировали петербургскую IT-отрасль, которая изначально была ориентирована на предоставлении сервисных услуг для глобальных вендоров, таких как Dell, Oracle, Intel, центры разработки которых располагались в Северной столице. «Санкции перекрыли доступ к некоторым необходимым инструментам разработки и поставкам оборудования (ПО), а панические настроения у IT-специалистов, усилившиеся с началом частичной мобилизации, поначалу привели к массовой релокации и дефициту кадров, особенно опытных. Однако за прошедший год ситуация несколько улучшилась. Оставшиеся в России разработчики программного обеспечения были разобраны местными игроками, в результате чего некоторые отечественные производители программных продуктов даже усилили свои команды на фоне роста импортозамещения ПО»,— поясняет Дмитрий Козуненко, член комитета по информационным технологиям и цифровой экономике СПб ТПП, директор по информационным технологиям компании «СВЕГА-компьютер».
По словам Евгения Грачева, генерального директора RNT Group (входит в группу «Рексофт»), за 2023 год IT-рынок в Санкт-Петербурге показал небольшой рост — до 10%. Число компаний в сфере информационных технологий увеличилось примерно на 3–5%, согласно данным ассоциации «Руссофт». При этом за 2022 год показатель годового роста составил более 50%. В целом в прошлом году петербургские компании сократили долю в общем объеме выручки на 3% в пользу Москвы и других регионов.
Константин Левданский, директор по развитию компании «Нетрика», считает, что в 2023 году петербургская IT-отрасль продемонстрировала умеренный, но стабильный рост. Среди основных событий минувшего года — значительное увеличение объемов инвестиций в стартапы и инновационные проекты, а также активное развитие цифровой экосистемы города. «Важно отметить увеличение числа компаний — резидентов технопарков и инкубаторов, что свидетельствует о росте предпринимательской активности в отрасли. В Петербурге более 50% всех арендованных офисных площадей приходится на российские компании из сферы информационных технологий. В городе находятся крупнейшие центры разработки, в том числе компаний с головными офисами в Москве и регионах. В 2023 году количество таких IT-представительств только увеличилось»,— делится он.
Что касается направлений развития IT-отрасли, то, по словам Сергея Карпова, коммерческого директора Nexign, наиболее быстрыми темпами развивались сферы облачных услуг и платформ, офисных решений, контентных и социальных сервисов. От экстренной замены ключевых бизнес-систем компании начали переходить к их адаптации и развитию, к повышению качества предоставляемых решений. Высокий спрос на отечественные продукты заставил вендоров в сжатые сроки масштабировать производство и разработку. Более того, наметился тренд на использование изначально узкоотраслевых решений на более широком рынке.
При этом, по словам экспертов, особенностью петербургского рынка является дефицит квалифицированных кадров при параллельном росте количества начинающих специалистов. «Особенность петербургского рынка труда в сфере IT — в его несбалансированности. С одной стороны, на него сегодня вышло избыточно много взрослых джунов, которые прошли переподготовку по IT-специальностям на краткосрочных курсах. Они еще не готовы к серьезным проектам, и не каждый из них обладает потенциалом для перехода на следующую ступень. С другой стороны, студенты профильных технических вузов к четвертому-пятому курсу уже искушены: они думают, что хорошо знают, чем будут заниматься после выпуска и сколько за это получать»,— сетует Дмитрий Кичко, генеральный директор «Эдит Про» (группа «Борлас»).
В целом петербургская IT-отрасль мало чем отличается от всего российского IT-рынка: местные ключевые тренды характерны для всех крупных федеральных центров страны. По словам господина Козуненко, среди основных тенденций отрасли — переориентация на внутренний рынок, а также замещение выбывших из-за санкций производителей аппаратного и программного обеспечения. Хотя, как отмечает Павел Фролов, основатель и продюсер «РОББО», ряд городских IT-компаний старается активно осваивать рынки дружественных стран, в частности, Белоруссии, Казахстана, Китая, Индии, государств Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки.
«В целом российские IT-компании продолжат укреплять свои позиции, занимая доли рынка, оставленные иностранными вендорами после их ухода. Показателем является увеличение числа примеров внедрения и использования отечественного ПО в государственных и коммерческих организациях. Это обусловлено как экономическими соображениями, так и активной поддержкой со стороны государства в форме предоставления льгот и поощрении закупок отечественных продуктов»,— говорит господин Левданский.
«По нашим оценкам, в 2023 году объем продаж российского ПО в целом по рынку вырос более чем на 30%»,— указывает Константин Смирнов, коммерческий директор департамента аналитических решений ГК «КОРУС Консалтинг». По словам господина Грачева, сегодня в реестр отечественного ПО включено более 2 тыс. программ компаний, зарегистрированных в Петербурге.
«По официальным данным, для 80% IT-решений уже существуют российские аналоги средней и высокой степени зрелости. Однако это скорее общая оценка. Ситуация крайне неоднородна и зависит как от класса систем, так и от конкретной отрасли экономики. Например, некоторые российские CRM-платформы ни в чем не уступают зарубежным аналогам, а отечественные ERP-системы (хотя и способны заменить западные продукты с точки зрения основных функций) не обладают теми возможностями, вариативностью и интерфейсом, к которым привыкли многие пользователи. По объективным причинам отдельные зарубежные IT-решения пока превосходят российские аналоги: многие западные вендоры находятся на рынке несколько десятилетий, и за это время у них было куда больше возможностей развивать свой софт исходя из запросов клиентов, отраслевых особенностей и пользовательского опыта. Однако при текущих темпах работы и с учетом тех средств, которые инвестируются в IT-сектор, можно предположить, что через три-четыре года большинство отечественных продуктов "догонит" западные решения»,— считает господин Смирнов.
Среди других трендов эксперт выделяет нехватку «быстрых», готовых IT-решений. В большинстве случаев динамично меняющаяся ситуация во всех отраслях экономики (сделки M&A, перестройка логистических цепочек, нехватка линейного персонала) потребовала существенной перестройки IT-инфраструктуры компаний, но пока российский бизнес не всегда может найти на рынке «коробочные» IT-продукты, которые бы полностью закрывали текущие задачи. Соответственно, возникает необходимость дорабатывать информационные системы под запросы конкретных отраслей и компаний.
Господин Грачев отмечает попытки компаний коммерциализировать IT-продукты собственной разработки для получения источника дополнительного дохода. При этом 70% компаний не готовы выводить на рынок действительно уникальные решения, опасаясь потери конкурентного преимущества, а стандартные продукты вряд ли будут сильно востребованы.
Еще одна важная общероссийская тенденция развития IT-сегмента — внимание к соблюдению требований информационной безопасности (ИБ). «По итогам 2023 года отмечаем кратный рост спроса на решения и услуги в области ИБ. Заказчики из совершенно разных индустрий оказываются под атаками, поэтому спрос на аудиты контура безопасности, тестирования на проникновение, построение комплексных системы защиты, а также обучение сотрудников по теме ИБ увеличивается»,— поясняет Павел Чужмаров, эксперт петербургского отделения «Деловой России», заместитель генерального директора Wone IT.
Также среди драйверов — активное развитие технологий искусственного интеллекта (ИИ) и их применение в бизнесе, производстве и консьюмерских продуктах. «В 2023 году особенно активно развивались большие языковые модели (LLM). Именно в этом сегменте наблюдается наибольший рост, но из-за малой базы в абсолютном значении он не очень велик. В 2024 году также ожидаем значительный рост именно по направлению ИИ и появление большого числа решений, оптимизированных под конкретную отрасль и сферу применения»,— поясняет Вадим Сабашный, генеральный директор компании «ЛАНИT-Терком» (входит в группу ЛАНИT).
По словам экспертов, импортозамещение останется главным направлением развития IT-отрасли в течение нескольких лет. «В ближайшее время следует ожидать дальнейшего совершенствования технологии искусственного интеллекта и расширения тех отраслей, где данная она будет применяться. Также можно ожидать появления новых отечественных разработок в части телекоммуникационного оборудования и систем обеспечения безопасности. Дальнейшее развитие получат системы хранения и обработки данных. Кроме того, неизбежно появление новых высокотехнологичных решений для образования»,— считает господин Козуненко.
Господин Смирнов полагает, что увеличение спроса на отечественное ПО и проекты по его внедрению продолжится и в 2024 году, однако динамика роста несколько снизится. При этом на рынке появится больше зрелых цифровых продуктов, что позволит компаниям быстрее принять решение о переходе на отечественный софт. Но некоторые компании, которым необходимо в любом случае продолжать деятельность и нельзя останавливать производственные процессы, будут вынуждены идти на компромисс и снижать требования к уровню тех IT-решений, которые есть на рынке, отказываясь от привычного уровня автоматизации и цифровизации.
По словам Дмитрия Махлина, партнера и директора по развитию HRlink, в России продолжится поиск альтернатив известным технологическим брендам. «Это особенно очевидно сейчас на фоне новостей об уходе западных облачных сервисов от Microsoft и Amazon. Еще активнее участники рынка будут стремиться к внедрению решений на базе ИИ. Это та технология, которая в ближайшие годы будет определять конкурентоспособность бизнеса и шире — экономики, ее эффективности»,— уверен он.
По мнению господина Грачева, искусственный интеллект уже можно назвать ведущей тенденцией будущего. Технология в той или иной степени используется во всех отраслях бизнеса. К примеру, в банковской сфере ИИ применяется для ускорения принятия решений в процессе кредитования, а в ритейле помогает автоматизировать процессы персонализации и предлагает клиенту наиболее актуальные для него товары и услуги. В ближайшие годы продолжится работа по поиску наилучшего применения ИИ в бизнесе. Основными направлениями развития станут компактное отображение больших данных, разработка языковых моделей и автоматизация рутинных задач.
«Теперь заказчики все чаще приходят не с абстрактными запросами "давайте сделаем что-то полезное с ИИ", а с конкретными бизнес-задачами и пониманием, какой потенциальный экономический эффект могут дать алгоритмы машинного обучения или LLM-модели. Радует, что все больше таких проектов — с использованием компьютерного зрения, распознавания голоса, обработки текстов — переходит из пилотов в промышленную эксплуатацию»,— заключает господин Чужмаров.
С точкой зрения, что цифровизация и развитие машинного обучения будут главной движущей силой экономики в ближайшие несколько лет, согласен и Андрей Наташкин, основатель и СЕО Mirey Robotics. «Отсюда и абсолютно особое отношение государства к ним. За последние несколько лет в нашей стране была создана целая система, включающая различные механизмы развития технологии. Первый уровень — это создание специализированных исследовательских центров, посвященных искусственному интеллекту, на базе технологических вузов и крупных научно-технических организаций. Собственные центры искусственного интеллекта получили Университет ИTМО, НИУ ВШЭ, НГУ, МФТИ. Второй уровень — получение грантовой поддержки через Российский фонд развития информационных технологий и Фонд содействия инновациям. Третий уровень — это льготные цены для бизнеса на приобретение российского ПО. В настоящее время около половины крупных предприятий и организаций Санкт-Петербурга уже внедряют машинное обучение. Если говорить о направлениях, то наиболее активно берут его на вооружение здравоохранение, сельское хозяйство, машиностроение, банковский сегмент, транспортная сфера и ЖКХ»,— говорит эксперт.
По словам господина Смирнова, сохранится уверенный спрос на системы управления большими данными. «Например, уже более 52% российских компаний отмечают увеличение объема собираемых данных за последние три года, а более 35% — используют или планируют начать использовать технологии больших данных в ближайшее время. Также стоит ожидать устойчивого спроса на системы киберезопасности, узкоспециализированные отраслевые решения и low-code/no-code платформы, которые позволяют быстро дорабатывать готовые IT-решения, исходя из задач конкретной компании»,— подчеркивает он.
По мнению господина Левданского, продолжается рост спроса на разработки в сфере информационной безопасности и защиты персональных данных. «Нельзя обойти стороной процессы перехода на отечественные СУБД. Мы считаем, что в течение 2024 года компании будут стремиться к переходу на отечественные СУБД, повышая тем самым кибербезопасность и суверенитет используемых данных. Тем более что обновленные сроки перехода на российские системы управления базами данных — до 1 января 2026 года — позволяют качественно и без спешки осуществить этот переход»,— поясняет эксперт.
Ожидается, что крупный бизнес продолжит движение в сторону экосистемности и выстраивания новых партнерских отношений для повышения своей конкурентоспособности. Это стимулирует потребность в комплексном ПО, которое автоматизирует процессы взаимодействия с партнерами и поддерживает персонализацию схем расчетов и их гибкую настройку.
Много внимания, по мнению экспертов, будет уделяться выращиванию и привлечению IT-кадров. Большую роль в их подготовке могут сыграть петербургские вузы, являющиеся лидерами цифровой экономики: ИTМО, СПбГУ, СПбПУ Петра Великого и СПбГУТ им. Бонч-Бруевича. «Борьбе с дефицитом сотрудников также будет способствовать продление программы льготной IT-ипотеки — одной из самых эффективных мер поддержки отрасли государством. В Петербурге уже оформлено более 6 тыс. льготных кредитов. Город занимает второе место по этому показателю среди всех регионов России»,— добавляет Константин Левданский. При этом, по словам экспертов, в IT-отрасли также сохранятся тренды на рост зарплат и увеличение числа удаленных вакансий.
Источник: Коммерсант
Остались вопросы? Пишите на data@korusconsulting.ru
И подписывайтесь на наш телеграм-канал про аналитику и данные Analytics Now