Российский рынок бизнес-аналитики развивается в соответствии с мировыми трендами. Во многом это обусловлено задачами, которые заказчики формулируют системным интеграторам. О ключевых направлениях развития BI-систем рассказывает изданию TAdvise Андрей Байбутов, директор по развитию бизнеса департамента BI ГК «КОРУС Консалтинг».
Предприятия и государственные структуры накопили большие объемы информации, возросла частота обновления данных (они генерируются практически ежеминутно), при этом в самых разных форматах: текст, видео и аудио. Просто накапливать данные – нецелесообразно. Все хотят извлекать пользу, монетизировать их, повышать операционную эффективность. Вопросы «традиционного» BI уже у многих решены.
Большие данные по их влиянию и значимости сравнивают с природными ресурсами и полезными ископаемыми. Как и полезные ископаемые, их сначала надо добыть, очистить и переработать, чтобы потом озолотиться. Компании, вне зависимости от их размера, хотят не просто анализировать и визуализировать свои данные, им нужно получить прогноз и узнать корреляцию с различными факторами влияния в контексте территории, демографии, сезона и других характеристик окружения.
Если раньше BI-инструменты использовались в первую очередь для создания регуляторной отчётности или задач визуализации и построения информационных панелей, то последние годы – это годы Self-Service BI.
«Бизнес-пользователи уже нарастили определённые компетенции, что позволяет им самостоятельно заниматься анализом данных, что и делает более востребованными те BI-инструменты, которые позволяют реализовывать такие сценарии Self-Service», - рассказывает Андрей Байбутов, директор по развитию бизнеса департамента BI ГК «КОРУС Консалтинг».
Еще одна тенденция обусловлена импортозамещением. Государственные и окологосударственные компании находятся в поиске отечественных или open source решений.
«Это достаточно открытый рынок, поскольку качественных и зрелых систем с точки зрения, к примеру, Self-Service BI практически нет», - считает Андрей Байбутов.
Юрий Востриков из «Норбит», рассказывает о замещении дорогостоящих аналитических CRM на более доступные средства предиктивной аналитики.
«На российском рынке уже есть отечественные вендоры, выбравшие направление BI-решений в качестве одного из фокусов развития», - напоминает он.
В силу экономических, политических и ряда других причин, многие компании останавливают свой выбор на решениях с открытым кодом.
По мнению Георгия Шатирова, директора центра компетенций больших данных компании «Техносерв», классические BI-решения сегодня уступают место быстрым open source-модулям с возможностью настроить все элементы системы под себя. Все больше корпоративных клиентов сегмента LA (large accounts)/SME (small & medium-sized enterprises) при формировании архитектуры систем корпоративной отчетности делают ставку на открытый код.
«Коммерческие организации выбирают гибкость и непроприетарные решения. В 2019 году этот тренд усилится благодаря динамично развивающемуся community разработчиков open source-решений и их эффективной модели развития ИТ-систем», - уверен Георгий Шатиров.
Важная тенденция последних лет – это использование облачных решений. Несмотря на то, что те или иные приложения, развёрнутые в облаках, уже присутствуют на российском рынке, для инструментов анализа данных – это в первую очередь on-premise история: заказчик разворачивает платформу в собственной ИТ-инфраструктуре и ведёт разработку своими силами или с привлечением подрядчика.
«Российский рынок лишь недавно начал смотреть на практику, активно продвигаемую на западном рынке такими компаниями как Amazon, Google и др., у которых вся необходимая архитектура и бизнес-приложения, в том числе BI и Big Data, развёрнуты в облаке. У пользователей появляется необходимый им для работы набор инструментов или некие интерфейсы работы с данными. Существуют разные механизмы бизнес-моделей такого взаимодействия, чаще всего используется схема оплаты за использованные ресурсы при том или ином обращении пользователя», - рассказывает Андрей Байбутов из ГК «КОРУС Консалтинг».
Роман Коновалов, генеральный директор «АйДи – Технологии управления», добавляет, что благодаря переходу в облака, который упростил и удешевил процессы установки, поддержания работы и масштабирования аналитической инфраструктуры, даже СМБ-сектор может экспериментировать с передовыми решениями в области обработки данных.
«Технологии облачных вычислений позволяют «опробовать» любое новейшее решение, вплоть до технологий искусственного интеллекта, на одном или нескольких департаментах компании – и уже в зависимости от эффективности пилота решать вопрос о полномасштабном внедрении», - отмечает он.
Еще один масштабный тренд – многофункциональность и рост мощности BI-систем, переход к потоковой аналитике, использованию технологий машинного обучения и искусственного интеллекта. Современная система бизнес-аналитики должна обеспечивать быстрый доступ к достоверным данным, внешнему контенту, быть совместимой с СПО.
«Со всем этим справляется “Форсайт. Аналитическая платформа”. В ней реализован функционал поддержки принятия решений, в том числе основанный на предиктивной аналитике (прогнозирование временных рядов, инструменты сценарного моделирования и оптимизации), есть инструменты интеллектуального анализа данных и машинного обучения, Data Governance, Visual Data Discovery, а также готовые коннекторы к системам класса Big Data, структурированным и неструктурированным источникам», - отмечает Юлия Кудрявцева, директор по стратегическому развитию компании «Форсайт».
По мнению Георгия Шатирова из компании «Техносерв», Big Data и ML (machine learning) окончательно стали технологиями класса commodity. Являясь основой для развития бизнеса, они должны присутствовать в каждой компании, уверен он.
Материал опубликован на Tadviser