В нынешних рыночных условиях интересно обсудить то, что сейчас происходит в ритейле. Продуктовый ритейл, наверно, интересный, все активно за ним следят. Как быстро ритейлеры адаптируются к санкциям? Делаются ли какие-то шаги в суматохе или удается выстроить план и следовать ему? Рассказывает эксперт направления «Оптимизация ценообразования» Дарья Егорова.
По нашему опыту, процесс адаптация еще идет, так как многие ритейлеры еще не знают, где будет финальная точка. Условия постоянно меняются и сложно говорить о какой-то конкретной адаптации. В начале весны была необходимость хотя бы иметь товар на полках, было не до долгосрочных стратегий. Все понимали, что это тяжелый момент, который надо пережить. И надо отметить, что ритейл, как отрасль, этот сложный момент смог выстоять, нигде не было большого дефицита, и для обычного потребителя все прошло относительно гладко.
Сейчас уже можно сказать, что все процессы уже вернулись к докризисным временам, что компании готовы к новым изменениям, процессы выстроены и выверены. Уже и продавец, и покупатель понимают новую реальность и примерно понимают, как в ней жить. Конечно, условия все равно отличаются от некого стабильного периода, горизонты планирования стали отличаться. Но у ритейлеров есть стратегии, которые быстро адаптируются под ситуацию.
Большинство брендов продолжает работать, несмотря на свои заявления. Большой бизнес устроен несколько сложнее, чем мы думаем: нельзя просто повесить амбарный замок и сказать, что магазин закрыт. Мы не можем сказать, что будет завтра, но Россия – это большой рынок, на котором много потребителей и который производители очень не хотят терять. Поэтому идет много расчетов и переговоров, которые помогают заработать деньги и ритейлерам, и поставщикам, и обеспечить продукцией потребителя.
Как же быстро приходится менять цены и искать продукты-аналоги, если по каким-то причинам поставки отменяются или замедляются? Самый пик повышения пришелся на начало марта, приходилось делать максимальные закупки по старой стоимости. Уже где-то с середины марта ситуация «успокоилась».
Если мы посмотрим на категории товаров, то чем больше зарубежных компонентов, тем больше страдает категория. При этом стоит отметить, что имеет место быть не только имиджевый уход, но есть еще и санкции, которые для этих компаний затрудняют производство, появляются сложности с поставками, например, какой-то упаковки или ингредиентов, что непосредственно отражается на себестоимости. И, соответственно, эти факторы будут дальше влиять на цену.
Новые тенденции определяют трансформацию бизнеса. Очевидно, что в такой неопределенности трудно говорить о запросе потребителя на что-то эксклюзивное в продуктовом ритейле. Это актуально особенно на фоне падения доходов и роста инфляции, которую мы не видели последние лет пять. Однако похоже, что будут расти те сети и формат, которые предлагают продуктовый набор по минимальной цене. То есть сейчас потребитель ориентируется на цену и особенно эта тенденция будет сохраняться в регионах.
Уход крупных поставщиков приведет к приходу азиатских и ближневосточных брендов, о которых мы может даже еще и не знаем.
Логистика – самая очевидная статься расходов, которая пострадала. Изменения в логистике мы увидим, когда будем стоять на кассе и расплачиваться за товар.
Для ритейлеров вопрос оптимизации расходов на логистику стоит всегда, поэтому здесь работа кипит вне зависимости от кризиса и направления бизнеса. Сейчас хорошее время для того, чтобы заняться оптимизацией всех процессов, которые есть в ритейле, и сам рынок к этому подталкивает.
Во время любого кризиса люди сосредоточены на покупках самого необходимого, а что-то из разряда «побаловать себя» уходит на второй план. Стоит ожидать рост рынка СТМ (собственная торговая марка), так как эта бизнес-модель позволяет предложить более низкую цену. При этом надо отметить, что в России довольно уверенный рынок СТМ, который уже может предложить оптимальное соотношение цены и качества.