Клиентская аналитика

Управление клиентскими рисками (сlient’s risk management) подразумевает управление вероятными потерями, связанными с отказом или неспособностью клиента (контрагента) полностью или частично выполнить свои кредитные обязательства. В данном случае мы рассматриваем риски клиентов, которые обслуживаются на пост-оплатной основе, то есть кредитные риски. Инструментом управления клиентскими кредитными рисками (сlient’s credit risk management) выступает система кредитного скоринга.

Кредитный скоринг (сredit scoring) — система оценки кредитоспособности (кредитных рисков) физического или юридического лица, основанная на численных статистических методах. Система анализирует данные потенциального заемщика и в ответ выдает результат – стоит ли предоставлять ему кредит на покупку товара или услуги компании. В данном случае мы говорим не только о классическом понятии «кредита», выдаваемого банком, системы кредитного скоринга применима для всех компаний, работающих по системе постоплаты со своими клиентами.

Правильно оценив клиентов при помощи скоринга, можно автоматически принимать решения, такие как принимать/отклонять заявку на предоставление кредита, увеличивать/уменьшать кредитный лимит, какие мероприятия необходимо применять при взыскании дебиторской задолженности и т.п.

Скоринговая модель оценки кредитоспособности дает возможность уменьшить риски без потери доходности. Данная система позволяет спрогнозировать, насколько проблематичной может быть работа компании с тем или иным постоплатным клиентом, вернет он кредит или нет.

Внедрение управления клиентскими рисками:

  • обеспечивает снижение издержек и минимизация операционных рисков за счет автоматизации принятия решений;
  • сокращает время обработки заявок на предоставление кредита;
  • возможность централизованного ведения кредитной политики обеспечивает дополнительную защиту как от внешнего, так и от внутреннего мошенничества;
  • позволяет управлять дебиторской задолженностью на базе риск-ориентированного подхода;
  • снижает вероятности возникновения просроченной дебиторской задолженности;
  • ускоряет оборачиваемость капитала и снижает объемы денежных средств, которые резервируются под сомнительные долги контрагентов;
  • снижает количество клиентов в группе риска, которые обслуживаются на пост-оплатной основе;
  • скоринговые системы способны к самообучению: они учитывают модель поведения уже принятых на обслуживание клиентов, чтобы корректировать свою оценку будущих заемщиков.

Услуги направления управления клиентскими рисками:

Построение application-scoring

Cистема оценка кредитоспособности нового заемщиков при выделении кредита. В его основе – первичный сбор анкетных для B2C сегмента или внешних данных заемщика для B2B/B2C сегмента, их обработка системой и вывод результата: предоставлять заем или нет, какой кредитный лимит определить:
  • Подключение внешних источников данных о клиентах;
  • Формирование технологических витрин данных по клиентам;
  • Построение модели оценки кредитного качества нового клиентов;
  • Расчет кредитного лимита нового клиента.

Построение collection-scoring

Cистема скоринга на стадии работы с невозвращенными займами. Определяет приоритетные действия сотрудников компании для возврата кредитов. Фактически программа позволяет предпринять ряд шагов по работе с невозвращенными долгами;
  • Подключение внешних источников данных о клиентах;
  • Формирование технологических витрин данных по клиентам и истории взаимодействия с клиентами;
  • Построение модели оценки кредитного качества клиентов;
  • Построения модели прогнозного потребления клиентом продуктов компании в будущих периодах;
  • Построение модели расчета вероятности отклика на мероприятия по взысканиям с клиента.

Построение behavioral-scoring, «скоринг поведения»

Оценка наиболее вероятных финансовых действий заемщика с историей взаимодействия с компанией. Система дает возможность прогнозировать изменение платежеспособности заемщика, корректировать установленные для него лимиты и определять вероятность ухода в дефолт:
  • Подключение внешних источников данных о клиентах;
  • Формирование технологических витрин данных по клиентам;
  • Построение модели оценки кредитного качества клиентов;
  • Расчет корректировок кредитного лимита клиента;
  • Расчет вероятности ухода клиента в дефолт.

Построение fraud-scoring

Cистема построения статистической оценки вероятности мошенничества со стороны потенциального или уже существующего заемщика.
  • Подключение внешних источников данных о новых клиентах;
  • Формирование технологических витрин данных по клиентам и их действиям;
  • Построение модели выявления «нетипичных» действий клиентов по потреблению услуг/продуктов компании;

Продукты и технологии для решения задач управления клиентскими рисками

Другие направления

Задайте вопрос эксперту на нашем сайте или по телефону: +7 (495) 877-48-56.

ЗАКАЗАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

Закажите презентацию с подробной информацией о направлении