В чем популярность ИИ в здравоохранении


Сегодня эксперт департамента аналитических решений ГК "КОРУС Консалтинг" Светлана Вронская поговорит о новых решениях на ИИ-платформах в области здравоохранения. Логично, что без виртуальных примерочных в магазинах мы обойдемся, а вот без точного диагноза и корректного плана лечения — вряд ли.

Первые полезные для нашего здоровья решения на базе того, что сейчас бы мы назвали искусственным интеллектом, появились в Штатах еще в конце 70-х годов, у исследователей Стенфордского университета. С тех пор популярность AI-систем в этой области только растет: по данным аналитиков из DelveHealth каждые 20 минут в мире публикуется новая статья об ИИ-решениях в медицине, а общее количество ссылок на подобные материалы в известном англоязычном каталоге Medline уже в 2018 году превысило 870 тысяч.

Решения на базе искусственного интеллекта, названного футурологом Берталаном Меско «стетоскопом 21 века», по расчетам CB Insights должны заработать 6,6 миллиардов долларов США к 2021 году, прирастая в год на 40%. Исследование Zion Market Research идет дальше и прогнозирует 17,8 миллиардов долларов США рынку решений на базе AI в здравоохранении.

Надо сказать, что такой быстрый рост основан не только на эмоциональной вере в то, что появляющиеся решения помогут нам всем жить здоровее и дольше, но и на холодном расчете Всемирной организации здравоохранении. ВОЗ с грустью отмечает, что к 2030 году в мире будет не хватать почти 10 миллионов докторов и медперсонала. И именно искусственный интеллект сможет взять на себя рутинные административные задачи, которые занимают у практикующих врачей до 80% их рабочего времени.

Технологии на страже здоровья: как именно

Можно выделить несколько основных областей применения продуктов на базе искусственного интеллекта в области здравоохранения.

Первая и самая важная – это прогнозирование и диагностика заболеваний. В этой области работает наибольшее количество игроков: от крупных, как IBM с системой Watson и Google cDeepMind Health, до тысяч стартапов, каждый из которых решает какую-то конкретную задачу (от распознавания генетических аномалий при скрининге лиц новорожденных, как делает одна китайская компания, до предсказания необходимости госпитализации, чем пользуется Британское министерство здравоохранения).

В этой области сложились и самые громкие альянсы фармацевтических и медицинских компаний с технологическими гигантами. Примером может являться партнерство AstraZeneca c IBM для создания нейросети, предсказывающей сердечные приступы.

Правда, публичные сотрудничества распространены и во второй области применения ИИ в медицине: поиске и разработке новых лекарственных препаратов. Например, фармацевтическая корпорация Bayer работает с ИТ-разработчиком Exscientia над поиском препаратов для терапии сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Подобное соглашение о сотрудничестве заключили и Novartis и Microsoft.

Еще одна область, где активно применяются AI-решения – оптимизация процессов в лечебных учреждениях. Посмотрите на опыт США: из-за пациентов, отменяющих визиты к врачам, здравоохранение в год теряло 150 миллиардов долларов. Внедрение новой системы, учитывающей множество факторов – от истории пациента до погодных условий — помогает прогнозировать визиты в ЛПУ и регулировать их загрузку.

Конечно, AI используется для оптимизации ценообразования на лекарственные средства и услуги и маркетинговых кампаний: в области прогнозирования продаж и оптимизации расходов на промо-акции, где технология тоже приносит ощутимую выгоду фармпроизводителям и другим игроками рынка здравоохранения.

Но больше внимания рынка привлекают ИИ-продукты и сервисы, помогающие повышать уровень обслуживания и обеспечить пациентоцентричность. На рынке существует огромное количество чат-ботов и приложений, которые помогают пациенту во многом: от борьбы с депрессией до самостоятельного подбора лекарств — всё это без участия медперсонала и с учетом большого количество факторов, связанных с конкретным пользователем сервиса.

Особняком стоит использование роботов для хирургических операций. Можно опять вспомнить ассистента Watson от IBM и добавить, например, растущее использование робота от Da Vinci (который, кстати, уже используется в одной из московских клиник).

Где впереди планеты всей

Что касается географии использования решений на базе ИИ, то безусловно США являются лидером на этом рынке – и в плане появления таких систем, и в плане их практического использования.

Западная Европа достаточно сильно отстает, и, как следствие, отстает и Россия. Однако и у нас в стране на рынке решений AI появляется много новых продуктов. Это и приложения для организации телемедицины, как у Doc+, и сервисы по распознаванию речи докторов, как в сервисе Voice2Med от Центра речевых технологий, и системы для диагностики заболеваний, например, BotkinAI, позволяющее диагностировать онкологические заболевания легких.

В связи с таким ростом и повторяя путь западных коллег, российское государство начинает контролировать подобные решения: к примеру, создавая национальные стандарты по использованию искусственного интеллекта в области здравоохранения. Что, безусловно, правильно, так как речь идет о здоровье граждан.

Искусственный интеллект приносит ощутимую пользу — поэтому на рынке здравоохранения ведется настоящая «гонка вооружений».

Но главное, что нужно помнить: любые технические решения еще очень нескоро заработают в медицине без помощи человека. Что совсем не помешает им быстро стать незаменимыми помощником для врачей всего мира.

Источник: vc.ru