В сети «Вимос» за ценообразование отвечают руководители товарного направления, но помимо этого у них много других задач, в частности, закупка товаров, переговоры с поставщиками. При такой загруженности времени на глубокую аналитическую работу не хватает. Поэтому при ценообразовании менеджеры обращали внимание только на опыт прошлых продаж и самые очевидные факторы. В среднем, руководитель товарного направления способен брать в расчет только 6 факторов – 3 ценовых и 3 неценовых.
«В итоге наши руководители товарного направления считали цены, не учитывая все факторы, которые влияют на спрос, а кроме того, мы меняли наши бизнес-правила расчета цен, когда уже событие происходило, – рассказывает Лидия Виноградова. – Например, в пандемию сезон стартовал значительно раньше, а мы обнаружили это только спустя несколько недель, когда продажи уже сильно подскочили».
Стояла задача – увеличить прибыль в сезон и сохранить в период спада, при этом не изменить ценовое позиционирование. Все это потребовало кардинального пересмотра методологии и подхода к бизнес-процессам.
Программа анализировала продажи тестовых магазинов за несколько лет. Для удобства анализа ассортиментная матрица была разбита на группы. В результате было выявлено, что на спрос и цену влияют порядка 60 факторов, в том числе более «тонкие настройки», такие как восприятие бренда, расположение на полке, похожие товары, каннибализация категорий и товаров, рекламные каналы, мотивация продавцов, тренды рынка, поведение покупателей, бонусы карт лояльности и многое другое. Специальные алгоритмы, анализируя исторические данные, отыскивают связи, выявляют закономерности и предлагают оптимальные цены. Такой подход называется ценообразованием на основе спроса. Полученная аналитика позволяет выбирать стратегию развития каждой группы товаров.
«Руководитель направления принимает решение, что именно надо увеличивать – количество проданного товара или маржу, а программа выдает ему предложение, как следует переоценивать каждый товар», – поясняет Лидия Виноградова.
Дальше товарный руководитель дает распоряжение магазину, где персонал вручную быстро перевешивает ценники. Программа замеряет ключевые показатели продаж по новым ценам.
В тестовых магазинах переоценка проводилась каждую неделю в течение трех месяцев. Сначала анализировали и переоценивали 5 тыс. товаров в каждом магазине, но для линейных сотрудников такая задача оказалась слишком трудоемкой, а покупатели жаловались на то, что цены на ценниках часто не совпадают с ценой на кассе. Поэтому решено было уменьшить количество тестовых товаров до 2,5 тыс. артикулов и менять цены каждые две недели.
Результат превзошел ожидания, и было принято решение масштабировать проект на всю сеть.
Показатели могли быть еще лучше, если бы выборка составляла больше, чем 2,5 тыс. товаров. Кроме того на эффективность внедрения повлияла пандемия. «В прошлом году отрасль DIY испытала серьезный подъем, покупателей хватило на всех игроков, – рассказывает Лидия Виноградова. – На первый план выступило наличие товара, потому что из-за локдауна многие заводы останавливались, поставки прекращались, а спрос был высоким. Чтобы обеспечить необходимое количество товара и высокую скорость обслуживания, нам пришлось пожертвовать частью внедрения. Еще мы опасались переоценить действие программы, поэтому старались отделить рост за счет пандемии от роста за счет внедрения и были осторожны в оценках. Тем не менее разница получилась довольно высокой».
Выгоду от проекта получили также и покупатели торгового дома: на товары, где покупателю особенно важна низкая цена, система максимально опускала цены, а там, где повышение некритично, система не позволяла поднимать цены выше «психологического» порога, находила оптимальный уровень, чтобы и потребитель мог купить, и компания получила маржу.
Еще один резерв повышения эффективности – новые компетенции и опыт сотрудников. Пока менеджеры только учатся работать в системе, чтобы полноценно использовать AI в ежедневном процессе.
Тормозит процесс и большое количество ручного труда в торговом зале, связанного с перевешиванием ценников. Чтобы ускорить эту работу, компания рассматривает возможность внедрения электронных ценников.
Инвестиции в пилотный проект окупились, стоимость внедрения программного обеспечения на всю сеть пока не раскрывается. По словам Лидии Виноградовой, затраты на ИТ-проект оказались беспрецедентными для сети.
Таким образом ТД «Вимос» проходит разные этапы эволюции ценообразования: простая наценка – анализ конкурентов – автоматизация по основным факторам и внутренним правилам – анализ спроса – персонализация. «Стремимся к последнему этапу эволюции, когда появится законодательная и техническая возможность показывать каждому клиенту именно ту цену на товар, которая максимально удовлетворит именно его потребность с учетом его истории взаимодействия с нашей компанией. И эта цена может быть разной для разных людей и партнеров», – заключает Лидия Виноградова.
ТД «Вимос» работает на рынке DIY Северо-Западного округа с 1992 года. Объединяет 41 магазин (базы), и также имеет в своей структуре завод по производству железобетонных изделий, 3 распределительных центра, автотранспортное предприятие (330 единиц, из которых 50 – большегрузная техника), земельные участки.
В ассортименте представлены товары направлений hard-DIY, soft-DIY, household и garden, порядка 50 тыс. наименований.
Источник: Retail.ru