Дата публикации

12.12.2024

Содержание

    Российский ритейл – уникальный пример трудного, но имеющего значительные перспективы рынка. О том, что компании могут противопоставить непростой макроэкономической ситуации в России, рассказывает Константин Смирнов, коммерческий директор департамента аналитических решений (ДАР) ГК «КОРУС Консалтинг».

    Что влияло на российский ритейл в 2024 году

    Ситуация на рынке розничной торговли удивительная – экономика замедляется, а продажи в продовольственном сегменте рынка растут. Особенно увеличивается спрос на товары первой необходимости. Другая ситуация в непродовольственном ритейле: он сталкивается со стагнацией и даже падением, особенно сегменты lux-покупок вроде недвижимости и автомобилей. Это связано с ограниченной доступностью кредитования и общей экономической нестабильностью.

    За последние несколько лет резко изменилась демографическая структура потребителей. Число малочисленных домохозяйств и уже достигло 40% от общей массы, что создает новую модель потребления: большую часть потребительской корзины в ней формируют товары для семей без детей или молодых людей. Это требует от ритейлеров адаптировать свои предложения к изменениям в новой реальности.

    Кроме того, ритейлеры столкнулись с дефицитом квалифицированной рабочей силы. Повышение зарплат больше не является универсальным решением, и компании вынуждены искать нестандартные меры для удержания и привлечения сотрудников.

    Существенную долю рынка розницы отнимают маркетплейсы. Они действуют как ИТ-компании и строят свой бизнес на цифровых технологиях и данных.

    Например, Ozon использует аналитику данных для управления ассортиментом и персонализации предложений. Оперативный анализ поведения клиентов на платформе позволяет не только улучшать пользовательский опыт, но и оптимизировать процессы логистики, что сокращает сроки доставки и улучшает клиентский сервис. Конкурировать с ними становится сложно как для небольших компаний, так и для лидеров рынка.

    Чтобы подстроиться под изменения рынка, ритейлеры вынуждены искать способы повышения операционной эффективности.

    Как ритейлеры повышают эффективность

    Передовые ритейлеры перенимают опыт маркетплейсов и берут на вооружение высокие технологии, в особенности работу с данными и искусственным интеллектом.

    Среди известных проектов в этой области – работа X5 Group по оптимизации прогнозирования спроса, в результате которой компания смогла сократить издержки на хранение и логистику. Создание более эффективной цепочки поставок с помощью данных позволила не только снизить затраты, но и обеспечить своевременное пополнение товаров в магазинах, что улучшило уровень удовлетворенности покупателей.

    Еще один пример — «Магнит», который активно внедряет аналитику данных для повышения эффективности маркетинговых кампаний. Используя данные о покупках и поведении клиентов, ритейлер более точно сегментирует аудиторию и разрабатывает персонализированные предложения. Это приводит к росту числа лояльных клиентов и увеличению среднего чека. Системы на базе искусственного интеллекта позволяют компании «Магнит» прогнозировать изменения спроса в разных регионах, что помогает корректировать ассортимент в магазинах и снижать потери от непроданных товаров.

    Что поможет непродовольственным рынкам вернуть продажи

    Но даже на стагнирующих рынках, например, в сегменте fashion, ритейлеры могут найти возможности для роста. При этом стратегически выигрывает тот ритейлер, который знает портрет своего покупателя и планирует работу с CVP - Customer Value Proposition, ценностным предложением для клиентов. Для этого ритейлеры должны разрабатывать программы лояльности, расширять ассортиментную линейку и предлагать уникальный потребительский опыт. Компании собирают данные о клиенте: как он принимает решение о покупке, что выбирает чаще всего, и создают персонализированные предложения.

    Ритейлеры, которые только начинают путь цифровизации, чаще всего обращают внимание на сбор ключевых показателей компании. Собирают данные в системы бизнес-аналитики, упорядочивают их и в режиме реального времени, получают инструмент, который позволяет контролировать все процессы в компании.

    Грамотное использование данных дает возможность не только более эффективно управлять своими операциями, но и быть на шаг впереди конкурентов. Ритейлеры, которые внедряют аналитику данных, улучшают свои бизнес-процессы, быстрее реагируют на изменения в поведении потребителей и эффективно решают кадровые вопросы. В условиях жесткой конкуренции и экономической неопределённости, способность работать с данными – от сбора операционных KPI до прогнозирования спроса на базе ИИ, становится ключевым фактором успеха.

    Остались вопросы? Пишите на data@korusconsulting.ru
    И подписывайтесь на наш телеграм-канал про аналитику и данные Analytics Now

    Логотип Корус Консалтинг

    Разделы пресс-центра

    Консультация от экспертов в области аналитики данных

    Оставьте заявку, и с вами свяжутся наши эксперты и проконсультируют вас в ближайшее время.

    Спасибо! Ваша заявка отправлена

    Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

    Ошибка

    К сожалению, не смогли отправить вашу заявку, попробуйте ещё раз

    Есть вопросы?
    Пожалуйста, заполните все поля для обратной связи и задайте интересующий вопрос.
    Укажите компанию
    Укажите имя
    Укажите должность
    Укажите телефон
    Укажите e-mail
    Опишите задачу
    Благодарим за заявку!
    После обработки заявки с вами свяжется наш специалист.
    Не волнуйтесь, если пропустите звонок, мы обязательно перезвоним еще раз!
    Спасибо, хорошо